PDFПечатьE-mail

Путешествия, походы.. - Путешествия и походы, подробнее...

2009.08.31. Кузнецкий Алатау. Пешеходный поход.

День первый (для в сех остальных второй)

Мой поход начался со сборки рюкзака во втором ча с у ночи, при этом на сон осталось около двух часов. В итоге моя спешка в сборке рюкзака себя не оправдала, забыл хобу, но об этом я вспомнил, когда сидел в электричке. Утром, встав под второй будильник, вызвал такси, быстро оделся и умылся. Спустился вниз. У подъезда меня уже ждало такси. По дороге к вокзалу узнал, что за провоз рюкзака платить надо отдельно. Фигня, главное успел на электричку и спросонья быстро сориентировался на вокзале.
Доехал я без приключений, но поспать, как я надеялся в электричке мене так и не удалось. Перед остановкой Лужба, как мене и говорил Гриша, нужно выскакивать из электрички первым с флагами, чтобы успеть на «занять место в автобусе». В итоге меня по дворам обогнали несколько человек. На переправе я их догнал и переправился вместе с ними в одной лодке. В лодке я встретил знакомого походника - велосипедиста. Я его встречал раньше на Казыре. Он тогда был на велике, мы ему пол дерева оставили на дрова. Автобус оказался - чудо советского автопрома (оказывается оно еще и ездит). Таких моделей с полным приводом я не видел ни разу в жизни. Довез до талькового карьера почти хорошо. Там, как и договаривались, меня встретил Гриша. Поднялись на вершину карьера, мы начали спускаться вниз в сторону радоновой чаши (почему она так называется мене так толком и не смогли объяснить, только догадки). Склон оказался скользким, во тут и проявили себя «берцы» во всей красе. В них спускать было легче. Гриша сказал, что вчера тут было еще больше грязи и Серёга в своих «берцах» шел уверенней, чем Гриша. Хотя мене и этой грязи было достаточно. Спустившись вниз, пошли к стоянке. На стоянке я увидел столько ребятни, что подумал, что они вместе с нами пойдут. Они создавали столько шума и гама, что я начал подумывать как бы умыкнуть обратно. К счастью они были не снами, а их руководитель ушел в приют. Мне повезло, что я приехал на день позже. Остальным пришлось с ними на одной стоянка всю ночь находиться. С их слов они вечером затеяли играть в футбол между палатками.
На стоянке меня ждала готовая каша и чай. Желудок был рад горячей еде. После завтрака мы выдвинулись (я шел не зная толком куда и как). Пока шел, решил, что в «берцах» по камням не «айс» решил переобуться в полукеды.

Идти стало легче, но я не знал где мы пойдем поэтому в последствии я пожалел, когда шли через перевал Маруха. Тропа нас вела сперва вдоль скалы, а потом вдоль ручья, который пришлось переходить несколько раз с одного берега на другой. Вода в ручье оказалось не просто холодной, а очень холодной и чистой как слеза младенца. На одном из переходов через ручей лежала вертолётная лопасть. Что там на самом деле я не знаю, наверное, лопасть и была.
До самого обеда все шли чуть ли не бегом, потом я узнал, что группа школят с которыми они провели весёлый вечер и такую же ночь тоже идут в Золотую долину. Перспектива испытать самому весёлый вечер со школярами придала мене сил и скорости. Перейдя очередной раз реку вброд, дошли до большой поляны. На ней мы устроили привал на обед. Обедали быстрорастворимыми кашками. Вместо чая заварили почти полный боб кофе. Столько кофе я не видел ни разу. На поляну вышло еще несколько групп. Предложили им кофе, но почти все отказались. Серёга поглощал кофе не кружками, а своей «маленькой» чашкой (наверное, из-за своей природной скромность ;)). Гриша расспросил у одной из групп дорогу к перевалу Маруха. Поле обеда, собрав рюкзаки, выдвинулись по указанному направлению. Пройдя несколько заболоченных мест, мы подошли к перевалу. Если б я знал, что придется лезть почти в вертикаль, я наверное прикупил бы снаряжения для альпинизма. Кому как, а после двух чашек кофе Серегу так «вставило», что он сперва всех подгонял, а потом плюнул на бесполезное занятие и убежал вперед. Видели мы его изредка и то только на привалах, на которых он в ожидании нас начинал кемарить. Пока лезли вверх, ничего особо красивого не видели. На вершине перевала открылся прекрасный вид. На перевале в нескольких маленьких ручейках торчали трубочки, вырезанные из травы для удобства питья. Говорят, таких ручейков было три, но я заметил только один ручеёк с трубочкой и оценил удобство, устроив водопой. Если при подъеме мы лезли по скале, то спуск был плавным, затяжным и скользким. Грязи было столько, что хоть по разу, но проехать на пятой точке по этой грязи умудрились все. В полукедах было очень скользко, поэтому сколько раз я поскальзывался я не помню. В конце перевала мы вышли на прекрасную поляну возле ручья. На другом берегу ручья располагался приют. Все надеялись на стоянку, но Гриша сказал идти дальше. Через ручей лежал мост, по которому мы прошли и вышли к приюту, все расположились на лавках возле приюта, а Гриша пошел спрашивать дорогу у приютчика. В указанном направлении мы шли еще примерно час по заболоченной местности. УРА финал сегодняшнего дня, мы вышли к реке. Я с Максимом сбегал за дровами, развели костер, Наташа с Алёной приготовили еду. Дальше посиделки у костра, жарёшка собранных по дороге грибов и долгожданный сон.

День второй (третий)

Проснулся по команде «подъём». Оделся и вылез из палатки. Все мышцы болели, даже те о которых я даже не подозревал.

Позавтракав кашей мы собрали рюкзаки и пошли вдоль реки, у которой провели всю ночь. Вдоль тропы было много тёмно-синей ягоды растущей на кустах высотой до колена, как я потом узнал, ягоду зовут черникой, я всю дорогу при случае её кушал. Выбор маршрута был невелик, дойти до перевала “волчий” или пойти до “медвежьего перевала”. По дороге встретили группу подростков, у них была днёвка. От их руководителя мы узнали, что они шли по перевалу “волчий“, целый день по куруму без обеда, вымотались все. Решено было пойти через перевал «медвежий», а сегодня нужно дойти до перевала. К концу второй половины дня дошли до приюта. Там стояло несколько групп. У одной из них узнали, что надо перейти реку вброд и на другой стороне есть тропа, которая ведет к перевалу, и предупредили нас, что перед перевалом есть только три стоянки, потом их не будет. Мы так и сделали, перешли реку вброд. Вперед шел Гриша следом я, почти у берега Гриша поскользнулся и намочил рацию. Ей была сразу же оказана первая помощь, вынули батарейки и вытрясли воду. На другом берегу вперед по тропе пошел я, так как я сильно отставал, когда шел позади. Наверное, меня так от черники «вставило», что я пошел впереди и почти не тормозил группу. По дороге увидели на тропе след медведя.

Алена сказала, что надо вести себя очень шумно, чтобы медведь услышал нас и ушел в сторону, так как он не горит особым желанием встречаться с людьми и уйдет подальше. Медведя мы не встретили. От наших песен и частушек, наверное, разбежалась не только живность в лесу, но и рыба в реке затаилась на глубине. Следов медведя мы больше не видели.
Отсчитав три стоянки, мы встали не третьей. Из-за опаски бурого хозяина леса все удобства за ближайшим камнем и от лагеря далеко не отходили. При натягивании моей верёвки для сушки белья Гриша умудрился её порвать, наверное, хотел натянуть как гитарную струну (тянул от души). Вечер прошел спокойно. Еда и чай каркаде. Ночью, когда я переворачивался в спальнике, во сне толкну локтем спящего посередине Серёгу. Он разбудил весь лагери своим криком “А НУ ОТОЙДИ ОТ ПАЛАТКИ”. На следующий день над этим посмеялись на славу.

День третий (четвертый)

Утро началось со слов “подъем”. Вылез из палатки, занялся разминанием мышц. Собрав рюкзаки, пошли дальше. Впереди меня ждал сюрприз… БОЛОТО! Шли по полянам, разделенным полосками леса с редкими кустами. Поляна состояла из невысокой травы, корни переплетались в жидком торфе, постоянно проваливались в эту зыбь.

По крайне мере стоя посередине такой поляны, создавалось впечатление, что это невероятной красоты луг, простирающийся на большие пространства. Идя, вдоль тропы Ира увидела росянку, ей (росянке) тут же устроили фото сессию, взяв несколько отростков положила в рюкзак. Объяснив это тем, что росянка крайне редкое растение и здесь её быть не должно. Росянку я сильно рассматривать не стал и фотографировать тоже, так как шел с трудом из-за усталости. По дороге встретилось несколько больших поваленных обгоревших деревьев. Походу в них попала молния. Все пошли в обход, а я напрямки. Войдя в очередную полосу леса, потеряли тропу, за полосой леса лежал курум. Пошли по направлению х.з. Тропа нашлась. От постоянной ходьбы в горочку по жидкой чаче кое-как шел. УРА начался уклон. Идти стало легче. Выйдя на очередную поляну вдалеке можно было разглядеть перевал, который мы будем штурмовать завтра. Под конец дня от сложного перехода выбился из сил и, к сожалению, шел в конце группы.

Подымаясь вдоль ручья, впереди шла Ира и потеряв тропу завела нас в дебри. Благо тропа делала крюк по верху и спускалась опять к ручью, мы ушли понизу, минуя крюк по колдобинам. Зато там нашли несколько кустов красной смородины! Пока лезли по дебрям остальные прошли по верху и устроили перекур. ИРА - СУСАНИН! Идя вдоль ручья, дошли до стоянки с дровами. После долгих уговоров остановиться здесь Гриша сказал, что впереди будет солнце. Пришлось собрать все оставшиеся силы, сконцентрироваться и пойти. Переход был тяжелым и на местные красоты мне было в тот момент пофиг! Народ ушел вперёд, позади остались я и Наташа. Через некоторое время Гриша вернулся, сказал, что впереди минутах в пяти ходьбы встали на стоянку. Предложил отдать сой рюкзак, а Наташин лёгкий взять. Со своим рюкзаком я не расстался, Гриша взял Наташин рюкзак и ушел вперед. Дойдя до стоянки, я минут десять сидел в неподвижном состоянии. Отойдя от перехода, достал палатку и сахар который был на моём попечении, переоделся в тёплое. Алена поинтересовалась, кто сегодня достанет сюрприз. Мозг среагировал очень быстро. В рюкзаке лежала банка консервированных ананасов, банка маслин и сыр. Я вызвался добровольцем достать свой сюрприз. На зубочистку нашпиговывается оливка, кусочек ананаса и кусочек сыра, подается насколько знаю к вину, водке, коньяку…

К сожалению, оказалось, что Максим не ест оливки ни в каком виде, даже уговоры Иры на него не подействовали. Сюрприз всем понравился, и рюкзак полегчал на пару килограммов. Было решено устроить дневку на следующий день. Дальше еда, чай, сюрприз и долгожданный сон!

День четвёртый (пятый)

Встал под знакомый призыв ближе к обеду. Днёвка отменяется, грустный факт!
При сборке обнаружилось, что дневник, который мы иногда заполняли, Ира положила между внешним и внутренним слоем палатки. Он намок, и заполнять его было уже невозможно, да и прочитать уже написанное тоже было невозможно. Никто особо горевать по этому поводу не стал. Собрались и пошли дальше. То ли рюкзак полегчал на один сюрприз, то ли я привык, идти стало намного легче. Пройдя немного вверх по ручью в сторону перевала “козьи ворота” вышли на прекраснейший водопад. Устроили фото сессию и перекур. Дальше идя по ручью, дошли до поляны, корни и трава переплелись на манер губки, настолько мягкая. Народ и я в их числе задумался о дневке в этом месте. Гриша остался непреклонен! Пошли дальше. Красоты и виды я описывать не стану, кратко писать не получится, слишком много. Дошли до перевала, оставив слева два прекрасных озера. Гриша всех поторапливал. И правильно. За нами следом шла туча. К сожалению, она нас догнала на подъеме, практически перед самой вершиной. Видимость упала на столько, что начало группы с трудом различалось. Конец группы невидно было вовсе. Встретили группу, которая шла навстречу.

Серёга и Ира убежали вперед, Гриша шел следом, я и Максим шли за ним, а за нами шла Алена и Наташа. Максим убежал вперед за Ирой. Я их догнал на перекуре. Ура дошли до вершины перевала. На вершине был сложен огромный тур из нескольких десятков камней. Ира сказала, что там должна лежать записка, Максим её нашел. Прочитав записку, взяли с собой, написали свою и оставили вместо снятой. Возле тура устроили обед. Пока обед готовился Ира с Максимом сбегали к огромному камню стоящему на еще большем камне. Создавалось впечатление, что его поставили сюда люди ради прикола. Хотя такой вес без крана не поднять.

Пообедав на каменном поле, пошли дальше. Каменное поле постепенно перешло в зелёную поляну. На ней росли красивые сини цветы и еще неизвестный нам, но красивый цветок в виде шара на палочке. Вдоль тропинке рос дикий лук, Алена с Ирой его нарвали для ужина. Пока я фотографировал местные красоты, вся группа ушла далеко вперед. Пришлось идти очень быстро. Дойдя до спуска, увидел огромное зеркальное озеро.

Спуск с перевала шел вдоль водопадика. Только на спуске я понял, почему перевал называется “козьи ворота”.

Только козы нормально могут спуститься вдоль водопада по камням и скользкой грязи. Внизу виднелась уже спустившаяся группа. К сожалению, на спуске пришлось сбавить темп ходьбы очень сильно. По дороге поймал беременную ящерицу, она пригрелась в руке и наотрез отказалась убегать. Спустившись вниз, догнал Алену, она рвала дикий лук. Пройдя еще немного, увидел Серегу, который кушал снег, поделился со мной.

Я был удивлен такой щедрости с его стороны и взял, пока не передумал. Потом оказалось, что пока он стоял вместо указателя направления съел не один комок снега. Пройдя вдоль озера по правой стороне, вышли на берег, который почти прямым углом врезался в озеро. Это место нашей стоянки. Сюрпризом сегодня был тортик. Дальше еда, чай, сюрприз и долгожданный сон!

День пятый (шестой)

Проснулись ближе к обеду. Впереди нас ждал небольшой перевал и Золотая долина. Собрав вещи, пошли в обратном направлении, чтобы обогнуть озеро по правой стороне возле скалы. На скале лежал снежник. Он, конечно, не остался без нашего внимания. Полазили, пофотались, попробовали на вкус, Ира даже прокатилась один раз.

У Серёги в «берцах» получилось даже залезть на него. Встретили две группы. Пообщались. Пошли дальше, минуя красивый водопад, я его сфотографировал в нескольких ракурсах. Поднялись на перевал по камням поросшими травой и мелкими кустами. На верху перевала находилось озеро. Тропа шла вдоль озера. Тропа представляло собой “Болото: уровень два”. Пройдя эту чачу, дошел до спуска в Золотую долину. Пока я фотографировал виды, опять отстал, ужас.

Спуск был не лучше чем на перевале “козьи ворота”. Спустившись вниз, увидел фото сессию Максима и Иры.

Они показали тропу, по которой надо идти дальше. Дошел до стоянки, где все устроили перекур. Гриши не было, он пошел смотреть, куда идти дальше. Через некоторое время пришел и сказал, что есть стоянка получше. Пошли на берег озера.

Развели огонь, поставили палатки. Народ решил искупаться в озере. Я не рискнул. Гриша, Серега и Максим залезли в воду, а я остался наблюдать с камерой за этими моржами. Гриша сразу поплыл, Серега постоял на камне в воде, потом поскользнулся и упал в воду почти по шею. Макси тоже проплыл маленько. Ира решила помыться с мылом. Под кедром нашли гору шишек, веселый вечер нам был обеспечен.
Из водки, которую Гриша брал от устатку, Серега решил сделать какой-то благородный напиток, подкинув в бутылку ягод и трав. Постояв немного, водка приобрела светло зеленый цвет, но на этом эксперимент не закончился. Он устроил водке паровую баню. После чего она приобрела коричневый вид и пить её стали совсем не большими дозами (наверное, стала очень противная). Шишки закончились, пришлось мене лезть на кедр за шишками. Кое-как залез на кедр, сорвал все шишки, которые смог достать.
Весь день стоял туман. Перевал, через который мы хотели выйти из Золотой долины, перекрыло наглухо. Скука весь день!!!

День шестой (седьмой)

Решено было пойти другим путем, но он займет вместо одного дня как хотели, целых два. Собрали вещи и выдвинулись. Пройдя по болотистой местности, поднялись наверх. Тут начинался сплошной курум.

Курум, курум, курум - кувырк. Ободрал колено, поцарапал лицо. Гриша показал мастер-класс, сделал сальто на куруме и приземлился ногами в ручей. Серега поскользнулся и сломал туристическую палку, сел на камень самой мягкой частью тела. Больше жертв не было. Курум закончился у ручья. Перейдя ручей вброд, устроили обед на небольшой полянке. Потом пошли к озеру, за которым начинался перевал, с выходом из Золотой долины. Возле озера устроили остановку на ночлег. Под кедром нашли шишки. Нагрызлись вдоволь. Дальше еда, чай, сюрприз и сон!

День седьмой (восьмой)

Проснулся под знакомый призыв вставать. Утренняя каша, чай и в путь. Обошли озеро по левому берегу. Поднялись на небольшую скалу, перекур. Пошли дальше.

Впереди нас ждал курум на подъеме. Ориентировались по турам. Ну вот курум закончился и начался крутой подъём по земляной тропе на скалу. Туман маленько рассеялся, но видимость все равно не идеальная. На верху перевала все надели теплые вещи. Снежник, который лежал на верху перевала, и с озера казалось, что он сплошняком лежит по всей седловине, оказался гораздо меньше. Проход был в том месте, которое загораживала скала. Пошли через вершину по тропе. На вершине из тумана показались туры высотой метр и более, сложенные из больших камней. Я их сперва принял за надгробия. Все было похоже на кладбище. Это оказалось не так, просто большое количество туров. Фантазия у меня готическая. А вот после туров чуть пониже стоял настоящий крест. Человек умер.
После пошли вниз. Дошли до истока Казыра и пошли вдоль истока. По дороге нас ловил несколько раз мелкий дождь. Обед устроили на небольшой поляне. Мимо в строну Золотой долины пошла группа. Дальше природа, пешка, перекуры, стоянка на ночевку. Стоянка была оборудована по последнему слову техники, даже баня была. Превосходный спуск к воде. На стоянке Ира решила все перестирать в ледяной воде и за ночь высушить (сказки). Максим посмотрев на всё это, тоже решил постираться. Два енота полоскуна!
После ужина и чая жарили грибы на костре.

День восьмой (девятый)

Утро!!!
Встали, позавтракали, попили чай и выдвинулись в путь. Этот день был поинтересней, чем предыдущий. Во-первых, погода порадовала нас. Во-вторых, встретил знакомого, о котором я писал в самом начале. Они тоже ходили в Золотую долину, но только с другой стороны. Пообщавшись, пошли дальше. Я умудрился увязаться за Гришей и не отставать. То впереди, то позади, шла Ира с Максимом. За постоянное распевание песен её прозвали радио. Один раз даже догнал её, что бы послушать песню “Я свободен” в исполнении Иры. По дороге встретился разрушенный приют. От него осталась беседка и баня. В беседке сидела группа. От них мы узнали, что пройти через ручей можно чуть выше приюта. На большой поляне устроили обед. Столом служил большой камень, лежащий плоской стороной вверх. Супер!
Пообедав, пошли дальше в сторону “Куприяновской поляны”.

По дороге я показал Грише, до куда мы дошли, когда я был здесь первый раз. Ну, вот и Куприяновская поляна. Встретили несколько групп. Пошли от Куприяновской в сторону приюта “Снежный барс”.

С Тотошкою домой.
А я рожден железным,
Я мог бы стать полезным,
Да только не хватает
Иметь большую смелость!
Я Гудвина сегодня
Иду просить о том.
Забыл упомянуть, у Максима в этот день было день рождение.
Чуть-чуть не дойдя до приюта, встали на ночевку. Гриша предложил сходить посмотреть на горные образования причудливой формы - тремолиты.

Торчащие из земли как чешуйки от гигантского животного. Я кое-как дошел до них. Силы меня покидали. Хотя не совсем, я ведь дошел и даже пофотографировался. По дороге за нами увязалась кошка, скорей всего приютская. Она всю дорогу, пока мы были там, ходила с нами. На обратном пути она отстала или потерялась, хотя я искренне надеюсь, что она вернулась в свой приют. Обратно шли по тропе, которую нашли случайно. Оказывается, она укорачивает путь наполовину. Вышли прямо к приюту, точнее мы прошли через его двор.
По дороге в лагерь наломали дров. В лагере, как и думали, дров было по минимуму. Вечер прошел шикарно. Максим достал надувные шарики и мы ими украсили весь лагерь. На ужин была гречка с тушенкой. Сделали тортик, Максим достал свой сюрприз. Это были конфеты. Шоколадные, круглые, с вкусной начинкой внутри. У Максима ещё и бенгальские огни были припасены.

Это последний вечер и наверное самый насыщенный событиями…

День девятый (десятый)

Утром я проснулся, но так не хотелось вылезать из нагретого мной спальника. Решил маленько полениться и поваляться, команды на подъем еще не поступало. В лагере уже была суета. Наверное, Алена и Гриша уже встали. Задремав на некоторое время, я сквозь дремоту услышал команду на подъём. Вылез из спальника, оделся и вылез из палатки. Алена уже ходила подсчитывала убытки от лесных разбойников. Оказывается это не Алёна с Гришей по лагерю ходили, это бурундуки пировали на всю катушку. Кашу они съели, не смогли только черпак сдвинуть. Под ним осталось пару ложек каши. Потом начали искать торт. После долгих поисков Гриша нашел пакет из под тортика похожий на решето, так его изгрызли. К счастью пакет с конфетами остался на месте, но при поднятии оказался подозрительно лёгкий. Е… …… …… ….. …… …. .., ….. бурундуков!!!
В пакете остались только фантики. Тут из палатки вылез Серёга, идя одной ногой в кроссовке, а второй в сланце. Второй кроссовок он держал в руках. Оказывается бурундуки наевшись каши, закусив сладким, перегрызли Сереге шнурки на кроссовках на обоих причем в нескольких местах. Полный ……! Шнурки заменили верёвкой.
Чем глубже в лес, тем толще партизаны.

В чем разница между женской и мужской общагой? В женской посуда моется после еды, а в мужской перед едой!
Посуда стояла на улице и никто её не убирал на ночь. Только все её моют после ужина иногда. В этот раз помыли все кроме Гриши. Бурундуки устроили туалет в его чашке. Бурундуки от обжорства, наверное к себе в норы не влезали ;)
Позавтракав кашей, разобрали лагерь по рюкзакам, привязали к ним шарики, выдвинулись в сторону станции. По дороге идущим на встречу группам на вопрос ”а нафея вам шарики” отвечали что шарики наполнены специальным газом, шарики подымаются вверх, тянут за собой рюкзаки уменьшая вес рюкзака и что в начале похода их было больше, рюкзак за собой на верёвочке тянули. Дойдя до талькового карьера, увидели автобус. Коллективным разумом было решено поехать на автобусе и там отдохнуть, не бить ноги по дороге. Доехали без приключений, ну почти, но об этом тсс….
На берегу, пока ждали переправщика, я Серёгой отмывали «берцы» в реке. Потом была переправа, ожидание электрички. Магазинов там нет, но во дворах можно купить кое-что. Это кое-что оказалось пиво.
Дождались электрички, сели в неё и наконец-то расслабились. В Междуреченске устроили набег на местные магазины, так как все уже хотели кушать. Праздник живота удался на славу.
Ну, вот и все. Вы читаете этот отчет, написанный так, как я всё увидел. Я, конечно, не все написал в этом отчете, потому как лень, да и самому увидеть и почувствовать гораздо интереснее. Названия запомнил не все, поэтому и не все указал))).